Стреловой самоходный кран — это кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.
Широко распространены на строительно-монтажных работах гусеничные краны, обладающие большой маневренностью, транспортабельностью и значительной грузоподъемностью. Для работы гусеничных кранов не требуется устройства специальных дорог. В последнее время выпускаются гусеничные краны грузоподъемностью до 100 т.
Гусеничные краны применяют при монтаже промышленных и гражданских зданий, различного тяжеловесного оборудования и специальных сооружений, а также на погрузочно-разгрузочных работах.
Гусеничные краны по грузоподъемности подразделяются на три группы:
- легкие (грузоподъемностью до Ют);
- средние (до 30 т);
- тяжелые (свыше 30 т).
Наибольшее распространение на строительно-монтажных работах получили краны типа СКГ и МКГ.
Гусеничные краны, как правило, оснащаются электрическими и дизель-электрическими приводами.
Для производства строительных и монтажных работ применяют также краны на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 10... 15 т.
Пневмоколесные краны монтируются на специальном шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. За счет этого пневмоколесные краны обладают большей устойчивостью и имеют возможность работать даже без выносных опор, хотя они у него имеются. Ходовая часть крана в зависимости от грузоподъемности двух- или трехосная.
Стреловые самоходные краны: а — гусеничный кран МКГС-100; б — пневмоколесный кран КС-4372; в — автомобильный кран КС-35715: 1 — крюковая подвеска; 2 — стрела; 3 — стойка стрелы; 4 — кабина крановщика; 5 — поворотная рама; 6 — опорно-поворотное устройство; 7 — подпядник; 8 — механизм блокировки рессор заднего моста шасси; 9 — неповоротная рама; 10 — облицовка; 11 — выносная опора; 12 — шасси автомобиля |
Скорость передвижения кранов 8...25 км/ч, поэтому на большие расстояния их самостоятельно не перемещают, а транспортируют автотягачами на трейлерах или по железной дороге на железнодорожных платформах.
Краны на пневмоколесном ходу, так же как и автомобильные, обладают большой маневренностью. Они способны быстро перемещаться с одной строительной площадки на другую — в этом их преимущество. Если автомобильным краном управляют из двух кабин, то пневмоколесным — из одной. Это также является его преимуществом перед автомобильным краном.
К недостаткам пневмоколесных кранов можно отнести невозможность работы на слабых грунтах, а также малую скорость передвижения по сравнению с автомобильными кранами.
Основные параметры самоходного крана: грузоподъемность, высота подъема и глубина опускания, вылет стрелы, скорость подъема (опускания) груза, грузовая характеристика.
Автомобильный кран (автокран) — самоходная погрузочно- разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с поворотной консольной стрелой. Привод кранового оборудования — электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. Для ограничения нагрузок на шасси и для обеспечения устойчивости крана устанавливают дополнительную раму с выносными опорами и стабилизатором, работающую как основание. Автомобильные краны имеют высокую скорость передвижения, что позволяют использовать их на участках с небольшими объемами работ; они незаменимы в тех случаях, когда монтируемые объекты расположены в отдалении друг от друга.
К недостаткам автомобильных кранов относятся следующие: при работе кранов на полную грузоподъемность необходимо устанавливать выносные опоры на хорошо спланированной площадке, на слабых грунтах применять такие краны затруднительно.
Работа, совершаемая автокраном, состоит, как правило, из ряда операций:
- захват груза штучного или пакетированного;
- подъем и перемещение его к месту назначения;
- опускание груза;
- отцепка груза;
- возврат в исходное положение грузозахватного органа для повторения операций.
Благодаря возможности сочетания этих операций, чередующихся в определенной последовательности, и использованию автомобильного шасси в качестве ходовой части автокраны могут выполнять погрузочно-разгрузочные и монтажные работы на рассредоточенных объектах.
Автокраны классифицируются по ряду грузоподъемности, исполнению подвески и виду рабочего оборудования, типу привода рабочих механизмов.
По исполнению подвески рабочего оборудования автокраны бывают с жесткой (гидравлической) и гибкой (канатной) подвесками.
Стреловые самоходные краны общего назначения подразделяются: на гусеничном ходу (КГ), на колесном ходу (КП, КС), автомобильные (КА), на спецшасси автомобильного типа (КШ) и на короткобазовом шасси (КК).
Всем стреловым самоходным кранам присваивается индекс, состоящий из двух букв (КА; КП; КС; КШ; КГ; КК) и цифр.
Терминологию и классификацию кранов устанавливает Межгосударственный стандарт ГОСТ 22827-85 "Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия".
Индексация стреловых самоходных кранов |
На стреловых самоходных кранах применяются приборы и устройства безопасности, обеспечивающие:
- отключение механизма подъема груза при приближении крюка к оголовку стрелы (концевой выключатель);
- отключение механизма опускания груза при достижении крюком крайнего нижнего положения;
- отключение механизма стрелы при ее подходе к упору;
- ограничение грузоподъемности (срабатывает при перегрузке более 10%).
Кран имеет различные предохранительные и сигнальные устройства:
- указатель наклона крана;
- звуковой сигнал;
- сигнализатор габарита стрелы в темное время суток;
- устройство защиты гидросистемы и др.
Необходимо запомнить:
- без выносных опор работать запрещается;
- передвижение крана с грузом запрещается.