410005, г. Саратов, ул. Б. Горная 231/241
Дистанционное обучение

Стреловые самоходные краны

Стреловой самоходный кран — это кран, у которого грузозах­ватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.

Широко распространены на строительно-монтажных работах гусеничные краны, обладающие большой маневренно­стью, транспортабельностью и значительной грузоподъемностью. Для работы гусеничных кранов не требуется устройства специаль­ных дорог. В последнее время выпускаются гусеничные краны грузоподъемностью до 100 т.

Гусеничные краны применяют при монтаже промышленных и гражданских зданий, различного тяжеловесного оборудования и специальных сооружений, а также на погрузочно-разгрузочных работах.

Гусеничные краны по грузоподъемности подразделяются на три группы:

  • легкие (грузоподъемностью до Ют);
  • средние (до 30 т);
  • тяжелые (свыше 30 т).

Наибольшее распространение на строительно-монтажных ра­ботах получили краны типа СКГ и МКГ.

Гусеничные краны, как правило, оснащаются электрическими и дизель-электрическими приводами.

Для производства строительных и монтажных работ применя­ют также краны на пневмоколесном ходу грузоподъем­ностью 10... 15 т.

Пневмоколесные краны монтируются на специальном шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. За счет этого пневмоколесные краны обладают большей устойчивостью и имеют возможность работать даже без выносных опор, хотя они у него имеются. Ходовая часть крана в зависимости от грузоподъем­ности двух- или трехосная.

 

Стреловые самоходные краны:

а — гусеничный кран МКГС-100; б — пневмоколесный кран КС-4372; в — автомобильный кран КС-35715:

1 — крюковая подвеска; 2 — стрела; 3 — стойка стрелы; 4 — кабина крановщика; 5 — поворотная рама; 6 — опорно-поворотное устройство; 7 — подпядник; 8 — механизм блокировки рессор заднего моста шасси; 9 — неповоротная рама; 10 — облицовка; 11 — выносная опора; 12 — шасси автомобиля

Скорость передвижения кранов 8...25 км/ч, поэтому на боль­шие расстояния их самостоятельно не перемещают, а транспорти­руют автотягачами на трейлерах или по железной дороге на железнодорожных платформах.

Краны на пневмоколесном ходу, так же как и автомобильные, обладают большой маневренностью. Они способны быстро пере­мещаться с одной строительной площадки на другую — в этом их преимущество. Если автомобильным краном управляют из двух кабин, то пневмоколесным — из одной. Это также является его преимуществом перед автомобильным краном.

К недостаткам пневмоколесных кранов можно отнести невоз­можность работы на слабых грунтах, а также малую скорость пе­редвижения по сравнению с автомобильными кранами.

Основные параметры самоходного крана: грузоподъемность, высота подъема и глубина опускания, вылет стрелы, скорость подъема (опускания) груза, грузовая характеристика.

Автомобильный кран (автокран) — самоходная погрузочно- разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с поворотной консольной стрелой. Привод кранового оборудования — электрический, гидравлический или механиче­ский с отбором мощности от двигателя автомобиля. Для ограниче­ния нагрузок на шасси и для обеспечения устойчивости крана устанавливают дополнительную раму с выносными опорами и ста­билизатором, работающую как основание. Автомобильные краны имеют высокую скорость передвижения, что позволяют использо­вать их на участках с небольшими объемами работ; они незамени­мы в тех случаях, когда монтируемые объекты расположены в от­далении друг от друга.

К недостаткам автомобильных кранов относятся следующие: при работе кранов на полную грузоподъемность необходимо уста­навливать выносные опоры на хорошо спланированной площадке, на слабых грунтах применять такие краны затруднительно.

Работа, совершаемая автокраном, состоит, как правило, из ряда операций:

  • захват груза штучного или пакетированного;
  • подъем и перемещение его к месту назначения;
  • опускание груза;
  • отцепка груза;
  • возврат в исходное положение грузозахватного органа для по­вторения операций.

Благодаря возможности сочетания этих операций, чередую­щихся в определенной последовательности, и использованию ав­томобильного шасси в качестве ходовой части автокраны могут выполнять погрузочно-разгрузочные и монтажные работы на рас­средоточенных объектах.

Автокраны классифицируются по ряду грузоподъемности, ис­полнению подвески и виду рабочего оборудования, типу привода рабочих механизмов.

По исполнению подвески рабочего оборудования автокраны бывают с жесткой (гидравлической) и гибкой (канатной) подве­сками.

Стреловые самоходные краны общего назначения подразделя­ются: на гусеничном ходу (КГ), на колесном ходу (КП, КС), автомо­бильные (КА), на спецшасси автомобильного типа (КШ) и на ко­роткобазовом шасси (КК).

Всем стреловым самоходным кранам присваивается индекс, со­стоящий из двух букв (КА; КП; КС; КШ; КГ; КК) и цифр.

Терминологию и классификацию кранов устанавливает Межгосударственный стандарт ГОСТ 22827-85 "Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия".

 Индексация стреловых самоходных кранов

На стреловых самоходных кранах применяются приборы и устройства безопасности, обеспечивающие:

  • отключение механизма подъема груза при приближении крюка к оголовку стрелы (концевой выключатель);
  • отключение механизма опускания груза при достижении крю­ком крайнего нижнего положения;
  • отключение механизма стрелы при ее подходе к упору;
  • ограничение грузоподъемности (срабатывает при перегрузке более 10%).

Кран имеет различные предохранительные и сигнальные устройства:

  • указатель наклона крана;
  • звуковой сигнал;
  • сигнализатор габарита стрелы в темное время суток;
  • устройство защиты гидросистемы и др.

Необходимо запомнить:

  • без выносных опор работать запрещается;
  • передвижение крана с грузом запрещается.