Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) — устройство, автоматически отключающее привод механизма подъема груза в случае превышения допустимой грузоподъемности крана, а в кранах с переменной грузоподъемностью — момент, создаваемый весом груза. В стреловых обычно ОГП-1. Для стреловых — превышение до 10 %, для мостовых — до 25 %.
Концевой выключатель — предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения привода механизма крана при переходе его движущихся частей за установленные пределы.
Ограничители вылета служат для автоматического отключения механизма вылета (вылета стрелы) при подходе стрелы к минимальному и максимальному рабочему вылету.
Ограничитель высоты подъема крюка служит для автоматического отключения механизма подъема крюка при подходе его к верхнему крайнему положению.
Ограничитель поворота вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну сторону более двух раз в целях предотвращения обрывов токоведущих проводов, которые передают электрический ток на двигатели. Один конец — на ходовой части, другой — на повороте.
Указатель грузоподъемности устанавливают на стреловых кранах, у которых грузоподъемность изменяется в зависимости от вылета крюка. Данный прибор показывает грузоподъемность, что помогает предотвратить перегрузку крана.
Указатель угла наклона устанавливают на стреловых самоходных и прицепных кранах, за исключением кранов, работающих на рельсовых путях. Угол наклона в любом направлении при работе не должен превышать значения, указанного в паспорте крана. Вместо него может быть установлен сигнализатор утла наклона.
Блокировочные контакты предназначены для электрической блокировки двери входа в кабину крана, крышки люка входа на настил моста и др.
Анемометр предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа, и для включения аварийных устройств.
Сигнализатор АСОН служит для оповещения приближения стрелы крана к электрической сети напряжением свыше 42 В. При приближении к электрической сети в антенне наводится ЭДС, которая поступает в усилительный блок.
Противоугонные устройства используются при работе башенного и козлового крана для удержания перемещения от ветровой нагрузки и схода с рельсов.
Выносные опоры применяют для увеличения устойчивости самоходно-стреловых кранов.
Тормоза на исполнительных механизмах кранов применяются для снижения частоты вращения механизмов, полной их остановки, удерживания груза на весу в неподвижном состоянии и для остановки крана на определенном месте. В основном применяются колодочные тормоза, так как они просты по устройству и надежны в эксплуатации.
Тупиковые упоры предназначены для предупреждения схода крана с рельсов.
Буферные устройства служат для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга (резиновые подушки, деревянные бруски, пружины или гидравлические устройства).
Съемные ограждения для обеспечения безопасности работы все находящиеся в движении легкодоступные части крана (зубчатые, цепные и червячные передачи муфты, барабаны, валы, ходовые колеса на рельсах, все токоведущие части) ограждаются прочными металлическими съемными ограждениями.
Площадки, лестницы и передвижные эстакады служат для обеспечения безопасного доступа в кабины управления, к электрооборудованию, приборам безопасности механизмам и металлоконструкциям кранов.
Приборы освещения и звуковые сигналы являются обязательными для всех кранов.