ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для выполнения стропальных работ необходимы подъемные сооружения.
Подъемное сооружение (ПС) — это техническое устройство циклического действия для подъема (опускания) и перемещения груза.
Грузоподъемный кран — это грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами; она предназначена для подъема (опускания) и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:
- стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны- манипуляторы) ;
- мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
- кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).
Грузоподъемные краны также подразделяются:
- по виду грузозахватного органа — крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные др.;
- возможности перемещения — стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные;
- виду ходового устройства — на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие;
- виду привода — ручные, электрические, механические, гидравлические, пневматические, комбинированные.
Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры:
- грузоподъемность крана — наибольшая допустимая масса груза, включая массу съемного грузоподъемного приспособления, на подъем которой рассчитан кран в заданном режиме работы;
- вылет — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси горизонтального органа;
- момент грузовой — произведение величины вылета соответствующей ему грузоподъемности;
- высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении;
- пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа;
- глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она составляет 5 м в рабочем положении);
- скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения;
- скорость передвижения крана (тележки) — скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.
Основные параметры подъемных сооружений указываются в его паспорте; они должны найти отражение в производственных инструкциях машинистов (операторов, крановщиков) и стропальщиков.
На подъемных сооружениях применяются следующие тормоза:
- ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
- колодочные — состоят из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
- дисковые — торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.