К мостовым кранам относятся краны, у которых несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь. Грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающемуся по мосту.
Мостовой кран: 1 — мост; 2 — механизм передвижения крана; 3 — грузовая тележка; 4 — механизм подъема; 5 — механизм передвижения тележки; 6 — ходовое колесо; 7 — подкрановый путь; 8 — троллеи; 9 — токосъемники |
Основные параметры мостового крана: грузоподъемность, размеры пролетов, высота подъема крюка (грузозахватного органа), скорость подъема груза, скорость передвижения крана и тележки, режим работы.
Ходовые колеса монтируются на концевых балках моста.
Крановая тележка мостового крана состоит из рамы с ведущими и ведомыми колесами. На раме устанавливаются механизмы передвижения тележки и подъема груза. Тяжелые краны оборудуются двумя механизмами подъема.
Механизм передвижения моста крана состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора, трансмиссионного вала и ходовых колес.
Кабина крановщика устанавливается под галереей моста с противоположной стороны от главных троллейных проводов.
Основные причины аварий:
- обрывы стальных грузовых канатов;
- неисправность тормозов;
- неисправность предохранительных устройств;
- хрупкие разрушения металлоконструкций;
- обрыв крюков.
Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на мостовых кранах:
- звуковой сигнал;
- ограничители хода крана;
- ограничители хода крановой тележки;
- ограничители подъема крюка;
- ограничители грузоподъемности;
- устройство для снятия напряжения с крана при выходе его на галерею;
- упоры на концах крановых путей.
Эксплуатация мостовых кранов разрешается только при применении марочной системы, в соответствии с которой к управлению краном допускаются лишь работники, получившие в установленном порядке ключ-марку.
Технические характеристики мостовых кранов грузоподъемностью 10 и 50/12,5 т приведены в таблице: