410005, г. Саратов, ул. Б. Горная 231/241
Дистанционное обучение

Крюковые подвески кранов

Крюк — это универсальное захватное средство, которое широ­ко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных при­способлений.

Крюковая подвеска крана:

1 — блок; 2 — ось; 3 — щека; 4 — траверса; 5 — крюк; 6 — защелка; 7 — крышка; 8 — шарикоподшипник; 9, 10 — резиновые уплотнения

Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.

Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих рас­плавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств. Предохранительные замыкающие устройства могут быть выпол­нены в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предот­вращающих самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления.

Предохранительными устройствами должны обору­доваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в кон­тейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.

Крюки с предохранительными устройствами:

а — с предохранительной планкой; б — с предохранительной скобой; в — с поворотным козырьком; г — с предохранительной пружиной; установка крюка в проушине (д — неправильная установка; е — правильная установка)

Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верх­ней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращается один или несколько канатных блоков. На не­которых кранах для обеспечения минимальной длины подвески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непо­средственно на оси блоков. Такая подвеска называется укорочен­ной. На нижней части подвески, на траверсе, закрепляется грузо­вой крюк с помощью гайки. Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикоподшипниках, помимо вращения вокруг оси может еще качаться вместе с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов.

В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными.

Схемы крюковых подвесок:

а — одноосная; б — двухосная; в — трехосная; 1 — щека; 2 — блок; 3 — ось; 4 — обойма; 5 — серьга; 6 — палец; 7 — крюк; 8 — траверса 

Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготов­ляют ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.

На грузовом крюке указывают номер крюка по государствен­ному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наимено­вание завода-поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.

Крюки бракуются в следующих случаях:

  • если крюк не вращается на траверсе;
  • отогнут рог крюка;
  • износ крюка в зеве превышает 10 %;
  • нет клейма ОТК;
  • имеются трещины.

Крюковая подвеска грузоподъемных кранов является весьма ответственным узлом, поэтому при эксплуатации крана необходи­мо постоянно наблюдать за ее состоянием. При каждом осмотре следует обязательно проверять исправность щек, блоков, травер­сы, крюка, гайки, осей и канатов.