Для выполнения работ с помощью канатов требуются канаты различной длины; с завода они поступают длиной 250, 500 и 1 000 м. Канаты доставляют на площадку, а затем разматывают, вращая барабан или бухту на специальной инвентарной металлической катушке, и разрезают на куски требуемой длины. Прежде чем разрезать, канат обматывают тонкой мягкой проволокой, чтобы предотвратить его скручивания.
Для подготовки каната к резке один конец обмоточной проволоки забивают и вводят в пряди каната, а другой пропускают под витки и обрезают. Отрезанные куски каната снабжают копией заводской бирки и сертификата, причем на бирке следует указывать длину отрезанного куска.
Способ размотки и резки канатов: а — правильная размотка; б — неправильная; в — подготовка к резке каната; d — диаметр каната; 1 — длина обмотанного участка, l = 8... 10 витков |
Канаты к поднимаемому грузу и между собой крепятся узлами. Узлы и петли при монтаже должны обеспечивать надежное и быстрое его высвобождение. Наибольшее распространение при обвязке грузов получили узлы и петли, показанные в таблице:
Узлы и петли, выполняемые при обвязке грузов
Счаливание (сплетение) концов канатов между собой — надежное соединение. Существует несколько способов сплетения канатов, однако все они должны обеспечивать равнопрочность по сравнению с целым канатом.
Счаливание концов канатов допускается только в том случае, если у них одинаковые конструкции и диаметры.
Инструменты для чалочных работ: 1 — свайка; 2 — разводка; 3 — подбойка; 4 — шило; 5 — кусачки; 6 — палка деревянная; 7 — пеньковый канат; 8 — деревянный молоток; 9 — нож; 10 — слесарный молоток |
Счаливают канаты в следующей последовательности.
Последовательность сплотки стальных канатов и изготовление петель: а — сплетенный канат: б — канат, подготовленный к сплетке; в — соединение двух концов каната; г — пробивка первой пряди: д — роспуск конца каната на пряди; е — образование петли и пробивка первых трех прядей; ж — пробивка IV пряди: 5 — вторичная пробивка всех ходовых прядей; и — последующая пробивка прядей; к — последние дополнительно пробитые пряди; л — петля с опрессованной гильзой; 1 ...4 — перевязки; I...VI — номера ходовых прядей |
На расстоянии 500...700 мм от концов обеих счаливаемых канатов накладывают перевязки 1 (марки), т.е. обматывают канат мягкой проволокой, а затем конец каната распускают на пряди. Концы каждой пряди для предотвращения роспуска прядей проволочки также обматывают мягкой проволокой. Органический сердечник на всю длину распущенного каната вырезают. Стыкуемые канаты соединяют так, чтобы пряди располагались в шахматном порядке, вплоть до перевязок. Для этого пряди левого каната привязывают двумя перевязками 3 к правому канату и накладывают дополнительные перевязки 4, расположенные друг от друга на расстоянии, равном 40d каната, и препятствующие роспуску каната. Затем перевязку 1 с левого каната снимают, любую из свободных перевязок накладывают на смежную встречную прядь и с помощью свайки пробивают (пропускают) ее под следующие две пряди.
Пробитую прядь обтягивают и молотком обколачивают две пряди, под которые пробита ходовая прядь. Ходовыми прядями называют пряди расплетенного конца каната, которыми пробивают второй канат.
Затем также пробивают следующую свободную ходовую прядь под следующие две пряди. Аналогично пробивают все остальные пряди и еще раз те же пряди, а затем снимают перевязку 1 правого каната, перевязку 3 и дважды пробивают пряди левого каната.
Затем поочередно вторично выполняют по две пробивки всех прядей с каждой стороны стыка. В таком же порядке сплетают канат на всю длину стыка до перевязки 4. Сплетка заканчивается пробивкой еще по одному разу половины ходовых прядей с каждой стороны через одну прядь (одну прядь пробивают, другую оставляют, следующую опять пробивают и т.д.). В зависимости от длины стыка число пробивок может составлять 5,05; 6,05 и т.д.
Канаты у петли сплетают следующим образом. На расстоянии 500...700 мм от конца каната накладывают перевязку, канат распускают на пряди. Концы прядей, так же как и при сплетке прямых канатов, обвязывают мягкой проволокой. Органический сердечник по всей длине распущенного конца вырезают. Конец распущенного каната загибают в петлю, привязывают место перевязки к коренному канату. Первую проводку пряди выполняют в положении, когда петля обращена к работающему своей изогнутой частью, а ходовые пряди расположены справа. Первую ходовую прядь пропускают в канат справа налево (против спуска каната). Спуском каната называется направление заплетаемой петли к коренной части каната. Первую прядь для пробивки выбирают так, чтобы после снятия перевязки не происходило закручивания или раскручивания каната.
Ходовую прядь I пробивают под одну коренную, II — под две, III — под три пряди. Все три пряди пробивают в одном и том же месте. Ходовую прядь IV пробивают через то же место, что и первые три, но в обратном направлении, под две коренные пряди. Ходовую прядь V пробивают под ту же прядь в обратном направлении. Ходовую прядь VI пробивают так же, как V, но в обратном направлении, накрывая эту прядь. Второй раз каждую ходовую прядь пробивают через одну смежную под две следующие коренные пряди. Последующие пробивки выполняют аналогично второй. Последнюю пробивку делают половинным числом прядей. Пробитые пряди обрубают у самого каната, и все сплетение плотно обматывают мягкой отожженной проволокой.
Зависимость числа пробивок каната каждой прядью
при заплетке от его диаметра
Диаметр каната, мм |
до 15 |
15 … 28 |
28 … 60 |
Число пробивок, не менее |
4 |
5 |
6 |
Разъемную петлю на конце каната при креплении его к такелажному приспособлению выполняют с применением либо коуша и зажимов, либо разъемных клиновых зажимов. При огибании канатами цилиндрического захватного устройства без коуша отношение диаметра закругления захватного устройства к диаметру каната должно быть не менее четырех. Расположение и крепление канатов в такелажных средствах должно исключать возможность их схода с барабанов, блоков и направляющих, а также перетирание при соприкосновении с конструкциями или другими канатами. Не допустимо соприкосновение канатов с токоведущими проводами. Во избежание повреждения в местах резких перегибов канатов устанавливают подкладки с устройствами, предохраняющими их от падения после снятия нагрузки.
Разъемные соединения канатов расчалок, прикрепленные к вершине такелажных средств и якорям, а также неподвижные концы каната монтажных полиспастов к блокам затягивают внизу до подъема такелажных средств с обязательным устройством сигнальной петли.
Канат крепят к оборудованию разъемными (неразъемными) соединениями. Следует отметить, что согласно ГОСТ 24259-80 «Оснастка монтажная для временного закрепления и выверки конструкций зданий. Классификация и общие технические требования» при изготовлении элементов монтажных приспособлений из стального каната сращивание каната не допускается.
К неразъемным соединениям относят крепление петлей или крюком на конце каната канатными узлами. При креплении каната к деталям, проушинам конец стального каната заделывают в петлю.
Канаты, заделанные в петлю (а), на коуш (б), гильзоклиновое соединение (в), разъемное соединение (г), то же, в муфту (р), на коуш с использованием металлической гильзы (е), клиновой зажим (ж): 1 — канат; 2 — коуш; 3, 5, 12 — гильза; 4 — клиновидный конец рычага; 6 — эксцентриковый рычаг; 7,11 — ось; 8 — съемная скоба; 9 — муфта; 10 — щеки |
Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, счаливая канат 1 или устанавливая зажимы. Внутрь петли заделывают металлический коуш, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентирует ГОСТ 2224-93 «Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия». Коуши изготовляют ковкой или штамповкой. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, коуш для каната диаметром более 12,5 …15,5 мм имеет размер D45, обозначается: коуш 45 ГОСТ 2224-93.
Канаты крепят к оборудованию или между собой с помощью канатных узлов.
Гильзоклиновое соединение предназначено для заделки концов стальных канатов в стропах с образованием петли под коуш. Соединение применяют для канатов диаметром 3...22 мм. Гильзы 3 изготовляют из малоуглеродистых сталей, отожженных при температуре 900 °C с последующим обжатием для придания им овальной формы.
Конец каната 4 заделывают в следующей последовательности.
Последовательность заделки конца стального каната в гильзоклиновое соединение: а — примерочная заделка; б — окончательная заделка; в — штамп для обжатия втулки; 1 — тиски; 2 — гильза; 3 — вкладыш; 4 — канат; 5 — коуш; 6 — толкатель; 7 — крышка; 8 — корпус; 9 — пуансон; 10 — болт; 11 — матрица |
Сначала конец каната, входящий в гильзу, очищают бензином, бензолом или кипящей водой в течение 30 мин. Затем его пропускают через овальную гильзу, зажатую в тиски 1, огибают вокруг коуша и снова вставляют в гильзу 2. Гильзу смещают к петле так, чтобы короткий конец каната выходил за пределы гильзы на 2...3 мм. Освобождают коуш 5, сбивая гильзы с обеих ветвей каната. Короткий конец каната не должен выходить из гильзы более чем на 1/3 ее длины (размер А).
После снятия коуша вставляют вкладыш 3, который пробойником забивают в гильзу на 1/3 ее длины (размер В). Затем устанавливают коуши так, чтобы короткий конец каната выходил из гильзы на 2....3 мм. После подготовки соединение устанавливают в штамп (рис. 2.19, в) и производят двустороннее обжатие с заданным усилением. Штамп состоит из толкателя 6, который может перемещаться вверх и вниз внутри корпуса.
Канаты заделывают на коуш 2, скручивая металлическую гильзу 12, которую предварительно надевают на канат.
К разъемным соединениям также относят клиновой зажим, который выполняют на высокопрочных болтах. Он надежен и удобен в работе.
Сращивание канатов соединительным звеном: 1 — канат; 2 — зажим; 3 — коуш; 4 — ось; 5 — соединительное звено |
Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов канатов применяют зажимы 2.
Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный размер поперечника сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами 2 и их число зависят от диаметра каната.
Расстояние между зажимами (L) и их число в зависимости от диаметра каната
Диаметр каната, мм |
L, мм, не менее |
Число зажимов |
6,3...6,7 |
50 |
3 |
8,1...9,7 |
60 |
|
11,5... 13,5 |
80 |
|
15,0... 16,5 |
10 |
|
16,5...20,0 |
120 |
4 |
20,0...22,0 |
140 |
|
22,0...27,0 |
165 |
|
27,0...31,0 |
190 |
5 |
33,0...36,5 |
220 |
|
39,5...42,0 |
250 |
6 |
42,0...46,5 |
280 |
|
46,5...53,5 |
310 |
|
53,5...63,0 |
370 |
В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее шести диаметров соединяемого каната. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.