Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами.
Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов.
Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам.
Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации», Межгосударственным стандартом ГОСТ 33710-2015 "Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков" и другими нормативными документами.
Для выполнения стропильных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками.
Стальные канаты: а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т.д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и на строительстве. Стальные канаты изготовляют из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (не оцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР). Канаты бывают одинарной или двойной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.
Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник. По виду свивки стальные канаты бывают:
Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8... 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой. Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке одна часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки. По направлению свивки канаты бывают:
По числу прядей канаты бывают:
На монтажных работах чаще всего применяют щестипрядные канаты с пеньковым сердечником. По роду свивки проволок в прядях канаты бывают:
В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов. Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности. Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61. Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек. Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений. На монтажных работах применяют следующие канаты:
Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент» и ГОСТ 3077-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент», а полиспасты, стропы изготовляют из более гибких канатов конструкции (6 х 36) + 1 о. с. по ГОСТ 7668-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент». С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом. В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов. Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указываются наименование или товарный знак завода-изготовителя, заводской номер, условное обозначение, длина (в метрах), вес каната брутто (в килограммах), отметка ОТК завода-изготовителя. |