410005, г. Саратов, ул. Б. Горная 231/241
Дистанционное обучение

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стрело­вых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответ­ствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свиде­тельство) предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами.

Применение канатов, изготовленных по международным стан­дартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

Крепление и расположение канатов на кранах должны исклю­чать возможность спадания их с барабанов или блоков и перети­рания вследствие соприкосновения с элементами металлокон­струкций или канатами других полиспастов.

Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нор­мативным документам.

Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации», Межгосударственным стандартом ГОСТ 33710-2015 "Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков" и другими нормативными документами.

Для выполнения стропильных работ применяют стальные кана­ты с различными техническими характеристиками.

Стальные канаты:

а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната

Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, мно­гих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т.д.

Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и на строительстве. Стальные ка­наты изготовляют из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытия­ми, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовлен­ные из светлой (не оцинкованной) проволоки, покрывают анти­коррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки при­меняют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР).

Канаты бывают одинарной или двойной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают от­дельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.

Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки

Для придания стальному канату гибкости, а также для удержа­ния смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от кор­розии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.

По виду свивки стальные канаты бывают:

  • обыкновенные (раскручивающиеся);
  • нераскручивающиеся.

Для предохранения от раскручивания на концах канатов накла­дывают перевязки из 8... 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой.

Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свив­ке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направле­нии, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке одна часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки.

По направлению свивки канаты бывают:

  • правой свивки;
  • левой свивки.

По числу прядей канаты бывают:

  • однопрядные (или спиральные);
  • трехпрядные;
  • пятипрядные;
  • шестипрядные;
  • восьмипрядные;
  • восемнаддатипрядные.

На монтажных работах чаще всего применяют щестипрядные канаты с пеньковым сердечником.

По роду свивки проволок в прядях канаты бывают:

  • с точечным касанием (ТК);
  • с линейным касанием (ЛК);
  • с точечным и линейным касанием (ТАК).

В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гиб­кость канатов.

Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износо­стойкими, находят все более широкое применение в промышлен­ности.

Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов приме­няют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61.

Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек.

Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений.

На монтажных работах применяют следующие канаты:

  • канаты двойной свивки типа ЛК конструкции 6 * 19(1 + 9 +9)+ 1 о.с. по ГОСТ 3077-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент»
  • канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6x37(1 + 6+ 15 + + 15) + 1 о. с. по ГОСТ 3077-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент».

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпу­скают по ГОСТ 2688-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент» и ГОСТ 3077-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент», а по­лиспасты, стропы изготовляют из более гибких канатов конструк­ции (6 х 36) + 1 о. с. по ГОСТ 7668-80 «Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент».

С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаков­ки. Оформляют партию одним документом — паспортом.

В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке.

Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржав­чины проволочными щетками и протирают обтирочным материа­лом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазы­вают.

Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов.

Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указываются наименование или товарный знак завода-изготовителя, заводской номер, условное обозначение, длина (в метрах), вес каната брутто (в килограммах), отметка ОТК завода-изготовителя.