410005, г. Саратов, ул. Б. Горная 231/241
Дистанционное обучение

Браковка канатов подъемных сооружений

Браковка канатов подъемных сооружений, находящихся в экс­плуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации ПС соответствующего раздела браковка производится согласно реко­мендациям, приведенным в Правилах.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие об­рывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредото­чения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа об­рывов проволок;
  • разрыв пряди;
  • поверхностный и внутренний износ;
  • поверхностная и внутренняя коррозия;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердеч­ника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавли­вания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, пе­регибов и т.п.;
  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Определение числа обрывов наружных проволок стального каната:

1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности (поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной 6 или 30 диаметрам каната)

Канаты ПС, предназначенных для перемещения расплавленно­го или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии види­мых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального ди­аметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника (внутреннего износа, обмя­тая, разрыва) канат подлежит браковке даже при отсутствии ви­димых проволок.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.

 Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с по­мощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в от­дельности, причем допускается замена одного, более изношенно­го, каната.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

10

15

20

25

30 и более

Число обрывов проволок, % от норм

85

75

70

60

50

Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим изно­сом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, не­обходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При ре­гистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходи­мость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

 Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната:

dв — диаметр спирали волнистости; dк — номинальный диаметр каната; Нв — шаг спирали волнистости; Нк — свивка каната

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волни­стости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB > 108dK.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного параметров канат подлежит браковке при dB > 4/3dK.

Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dK

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обна­ружении:

  • корзинообразной деформации;
  • выдавливания сердечника;
  • выдавливания или расслоения прядей;
  • местного увеличения диаметра каната;
  • раздавленных участков;
  • перекручиваний;
  • заломов;
  • перегибов;
  • повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

                       

Корзинообразная деформация

          Выдавливание сердечника

Выдавливание прядей:

а – в одной пряди, б – в нескольких прядях

Местное увеличение диаметра каната

 

 

Раздавливание каната

Перекручивание каната

 

 

Залом каната

Перегиб каната