Браковка канатов подъемных сооружений, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации ПС соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
- характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
- разрыв пряди;
- поверхностный и внутренний износ;
- поверхностная и внутренняя коррозия;
- местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
- деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
- повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Определение числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности (поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной 6 или 30 диаметрам каната) |
Канаты ПС, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника (внутреннего износа, обмятая, разрыва) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых проволок.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника |
Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 и более |
Число обрывов проволок, % от норм |
85 |
75 |
70 |
60 |
50 |
Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия) |
При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
Волнистость каната: dв — диаметр спирали волнистости; dк — номинальный диаметр каната; Нв — шаг спирали волнистости; Нк — свивка каната |
Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB > 108dK.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного параметров канат подлежит браковке при dB > 4/3dK.
Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dK
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
- корзинообразной деформации;
- выдавливания сердечника;
- выдавливания или расслоения прядей;
- местного увеличения диаметра каната;
- раздавленных участков;
- перекручиваний;
- заломов;
- перегибов;
- повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Корзинообразная деформация |
Выдавливание сердечника |
|
|
Выдавливание прядей: а – в одной пряди, б – в нескольких прядях |
Местное увеличение диаметра каната |
|
|
Раздавливание каната |
Перекручивание каната |
|
|
Залом каната |
Перегиб каната |