410005, г. Саратов, ул. Б. Горная 231/241
Дистанционное обучение

Управление ГО и ЧС

Необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»

Приказ МЧС России от 23.05.2017г.  N 230 об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций 

Профессиональный стандарт "Специалист по гражданской обороне"

Форма Приказа о назначении лица ответственного по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:
6.1. В организациях, продолжающих работу в военное время:
а) отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
  • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;

б) не отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
  • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

6.2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

  • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых

7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС в организации

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.07.99 N 782.
В соответствии с п.3 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

  • а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
  • б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
  • в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 №379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств"

  • д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.


В соответствии с п.4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

  • а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников;
  • б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;
  • в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

В соответствии с п.5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны на должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

В соответствии с п.6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Нештатные формирования ГО (алгоритм создания, функции, документы)

Нештатные формирования ГО (нештатные аварийно-спасательные формирования) - далее НФГО (НАСФ) в организации представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Правовые основы создания и деятельности НФГО (НАСФ) составляют:

  • Конституция РФ, 
  • ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. №28-ФЗ,
  • ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ,
  • приказ МЧС «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях» от 14.11.2008г. № 687.

Порядок создания НАСФ утвержден приказом МЧС РФ от 23.12.2005г. № 999 и приказом МЧС РФ N 701 от 18 декабря 2014 г. «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

  • Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований (Методические рекомендации МЧС России от 31.12.2015 N 2-4-87-62-11)
  •  Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Методические рекомендации МЧС России от 23.12.2015 N 2-4-87-58-11)

НФГО (НАСФ) создаются с учетом Примерного перечня в зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы.

Состав, структура и оснащение НФГО (НАСФ) определяется приказом руководителя организации.

Оснащение специальными техникой, оборудованием, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организации для обеспечения производственной деятельности. Личный состав комплектуется за счет работников организаций (военнообязанные, имеющие моб. предписания, могут включаться на период до их призыва).

При создании НАСФ учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных АСФ, АСС и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10 % от штатной численности работников организации.

Успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит, прежде всего, от своевременно и квалифицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовность решать конкретную задачу в экстремальных условиях.

Командир формирования является прямым начальником всего личного состава формирования и несет ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных.

Для своевременной и всесторонней подготовки формирования к действиям по предназначению командир НАСФ заблаговременно разрабатывает план приведения формирования в готовность.

В плане должно предусматриваться:

  • порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;
  • места и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других материальных средств;
  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;
  • порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;
  • организация комендантской службы:
  • порядок материального и технического обеспечения.

Необходимые документы в организации:

  • Приказ руководителя организации «О зачислении специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов в НФГО (НАСФ)»
  • Расчет рабочих и служащих организации, подлежащих зачислению в НФГО (НАСФ)
  • Штатно-должностной список формирования
  • Список личного состава формирования
  • Расчет техники, выделяемой для оснащения НФГО (НАСФ) организации
  • Ведомость учета НФГО (НАСФ) организации, численности личного состава и обеспеченности основными видами техники и имущества
  • Функциональные обязанности руководителя НФГО (НАСФ)

Финансирование мероприятий по ГО и ЧС, проводимых организациями

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (п.4 ст.18 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств (п.2 ст.24 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Взаимодействие с органами надзора и контроля в области ГО и ЧС

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

Планы проведения плановых проверок в области пожарной безопасности размещены на сайте МЧС РФ. Данные планы содержат в том числе информацию по проверкам в области ГО и ЧС.

Обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России

Административная ответственность за невыполнение требований в области ГО и ЧС

Статья 20.6 КоАП РФ Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 20.7 КоАП РФ Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.